Интервью с «Тремя балбесами»
В марте прошли всероссийские соревнования для IT-разработчиков, которые состоялись в Казанском государственном энергетическом университете в рамках «Программы Приоритет 2030».
Такие соревнования – это отличный шанс проверить свои навыки, прокачать их в условиях жёсткой конкуренции, а также набраться опыта для дальнейшего саморазвития в IT-сфере.
На Хакатоне «Energy Hack 2022» наш университет представляли студенты четвертого курса нашего института Антонина Шумилова, Вадим Губченко и Дмитрий Суматохин.
Команда ребят с интересным названием «Три балбеса» продемонстрировали свой сайт, разработанный на основе образовательной платформы Moodle, и заняли первое место!
В этой статье вы познакомитесь со всеми этапами создания проекта, а также узнаете немного о самих участниках и о том, какой путь они преодолели.
Место проведения
Наши студенты приняли участие в хакатоне EnergyHack – 2022, соревнование для разработчиков, от Казанского государственного энергетического университета. Наверное, у каждого возникнет вопрос, что такое «хакатон»?
Хакатон (от англ. hacker и marathon, «хакерский марафон») – это форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время.
Нам было дано 36 часов в основном этапе плюс дополнительное время на доработку.
— Антонина — специалист по защите информации Центра информационной безопасности
Команде необходимо разработать прототип продукта (например, веб-сервис или мобильное приложение) для решения определенной проблемы, с которой столкнулся бизнес-заказчик. Этот же заказчик оформляет проблему в кейс и привлекает своих экспертов для консультаций.
За счёт минимального количества времени, за которое изготавливается IT продукт, получается масштабный «виртуальный экшен».
— Дима — веб-разработчик
Весь конкурс проходит по чекпоинтам, и по словам участников — это очень хорошая возможность улучшить свои навыки за короткий промежуток времени.
Мы получили очень размытую задачу, нужно разработать цифровую платформу с интеллектуальной квест-игрой для студентов. Игра должна была включать проверочный уровень (теорию) и практический уровень, сами проверочные задания.
— Вадим — создатель расписания АлтГУ, выпущено в открытый доступ
Ребята создали проект, основываясь на образовательном портале Moodle.
У нас был опыт в веб-разработке, поэтому за основу взяли всем знакомый образовательный портал, изменили концепцию изучения и выполнения заданий на игру.
— Дима
Формирование команды, история названия
Ладыгин Павел Сергеевич, преподаватель кафедры Информационная безопасность, предложил ребятам принять участие в конкурсе. Недолго думая, они согласились.
Мы очень дружные и знаем друг друга довольно давно, к тому же с Вадимом есть совместный опыт в программировании, формирование команды было не долгим.
— Дмитрий
После того, как команда сформировалась, ей необходимо дать какое-либо название. Это один из этапов подготовки к такому виду соревнований. Ребята выбрали достаточно оригинальное название — «Три балбеса».
Название команды придумывалось быстро и в шутку. Мы не рассчитывали, что сможем хорошо показать себя на «хакатоне», зато услышать от судей «Три балбеса» было весело.
— Антонина
У нас была задумка сделать сайт с котами, я предложил «Три кота», Тоня предложила «Три балбеса» и мы остановились на нём.
— Вадим
Работа над проектом
Ребята работали в команде сообща, каждый брал на себя какую-то определенную задачу и работал над ней, а потом все наработки объединялись в единый продукт. Антонина была идейным вдохновителем проекта, работала над дизайном сайта и его оформлением.
Для упрощения дальнейшей вёрстки макет создавался в «Фигме», котики были отрисованы в «Adobe Illustrator». Также я использовала «Фонтджой» для подбора шрифтов, но в конечном счете он не пригодился.
— Антонина
Вадим и Дмитрий отвечали за программистскую часть. Они создавали «тело» сайта: писали логику, код программы и верстали.
При разработке мы использовали фреймворки для «PHP»: «laravel», «axios» и «Vue.js», а также язык для создания баз данных «MySQL»
— Дима
В базе данных хранятся тесты и информация о пользователях, пройденные тесты, количество баллов, уровень сложности, никнейм и количество жизней
— Вадим
Примечательно, что полученный студентами сайт сильно отличается от привычного образовательного портала со скучным контентом тем, что он основан на игре. Этот подход позволяет сделать обучение более интересным.
Если мы обратим внимание на различные популярные обучающие платформы, то увидим, что они (зачастую) имеют своего «маскота». Таким образом, в нашем проекте появились весёлые «маскоты-котики». Их у нас три для разного уровня сложности. Наши котята могут радоваться, грустить и удивляться в зависимости от того, как студент проходит игру.
Сложность заключалась в том, что отрисовать с десяток различных вариаций «энерго-котиков» меньше чем за 36 часов (да ещё и в векторном формате) – почти невозможно. Поэтому я решила, что маскоты будут пиксельными – это быстро, легко, да еще и формат игры поддержан! Котики стали центром всего макета, а уже отталкиваясь от них я делала страницы сайта, дело пошло легко, даже референсы не пригодились. Но лучше на этот дизайн, конечно, не равняться, все-таки он был сделан «левой пяткой на песке в глухом лесу»
— Антонина
Поговорили с разработчиками и о возможностях онлайн платформы.
При входе на сайт, пользователь может залогиниться или зарегистрироваться, после этого он должен ознакомиться с правилами игры и выбрать уровень сложности. Далее перед ним появляется карточка с выбором уровней, игрок ознакамливается с теоретическим материалом и сдаёт тест в форме игры по изученному материалу.
В случае правильных ответов начисляются баллы, а в случае неудачных попыток отнимаются жизни. Потеряв все жизни, пользователь снова возвращается к выбору уровня сложности. Ему недоступны выполненные тесты, соответственно игру нужно начинать сначала, а набранные ранее очки вносятся в таблицу лучших результатов. Принцип игры основывается на жанре «roguelike»
— Вадим
У такой онлайн платформы присутствует перспектива и дальнейшее развитие
Администратор игры может создавать новые тесты, проверять развернутые ответы, а также пополнять банк с вопросами. Игру можно адаптировать под любые образовательные предметы, таким образом изучать материал становится интереснее
— Дима
Мотивация
Любая победа или поражение влияет на восприятие человека в дальнейшем, это особые обязательства перед самим собой. Участие в соревновании принесло ребятам определенный опыт, они рассказали о том, что победа стала огромной мотивацией для дальнейшего саморазвития в данном направлении.
Дело в том, что, когда макет был готов, оказалось, что работы для меня больше нет. Я смотрела, как ребята реализуют программную часть сайта и подумала, что нужно тоже этому научиться, хотя бы на уровне общих знаний. Плюс, оказалось, что «гейм-дизайн» – это тоже весело, в этой области хотелось бы развиваться.
— Антонина
Если будет возможность поучаствовать в чем-то подобном, это солидный «буст» к саморазвитию.
— Дима
Цели и ожидания
Мы поинтересовались, какую преследовали цель при участии в конкурсе. Испытать себя или заявить о себе?
Мы просто хотели попробовать, даже целей особых не ставили.
— Антонина
Мы ознакомились с техническим заданием и у нас появилась идея как это можно реализовать. Мы поняли, что создать хороший IT продукт достижимо и реально, это мотивировало нас на победу.
— Дима
Для кого-то участие в «хакатоне» было практикой, а для кого-то новым опытом, каждый получил своё.
— Вадим
Обращение к студентам
Мы попросили дать совет остальным студентам
Не стесняйтесь заниматься тем, к чему лежит ваша душа!
— Антонина
Вкатывайтесь в программирование и занимайтесь саморазвитием.
— Вадим
Учеба в университете дает вам основы, но реальный успех зависит от стремления человека к саморазвитию. Тот, кто прикладывает усилия, достигает высот.
— Дима
Заключение
По итогам хакатона EnergyHack 2022 команда получила диплом и денежную премию в 50 тыс. рублей.
Поздравляем ребят с победой и желаем им дальнейшего развития!
Статью подготовили: Жигалко Даниил, Щербакова Анастасия, Гаджиева Алина, пресс-центр ИЦТЭФ.